(1933 — 2005) |
Утром 5 апреля 2005 года умер Давид Фридман. Он не дожил одного месяца до 72 лет. Даже те эйлатцы, которым имя Фридмана ничего не говорит, знакомы с его детищем – Подводной обсерваторией.
Давид Фридман родился в Буэнос-Айресе 5 мая 1933 г. Он учился на экономиста, но уже в студенческие годы путешествовал в тропические леса севера Аргентины, коллекционируя бабочек, пресноводных рыб и других животных. В 1956 году в возрасте 23 лет он оказался на каникулах в Эйлате, в то время маленьким поселком. Но именно здесь Давид впервые увидел коралловый риф. Даже в наши дни, когда кадры, снятые под водой, почти ежедневно можно посмотреть по телевизору, первое погружение в коралловый мир производит на человека сильное впечатление, а что же говорить о тех временах, когда не было ни телепрограмм, ни фильмов, ни книг об обитателях моря.
В 1962 г, уже с женой и детьми, Давид перебирается в Израиль и поселяется в Эйлате. Он работает водителем, а свободное время проводит, наблюдая за жизнью коралловых рифов. Его навыки натуралиста и ныряльщика очень пригодились молодым израильским биологам, которые как раз в это время начали исследовать Красное море. Общение с ними заменило Давиду формальное образование. В 60-е годы в Эйлате был небольшой «Морской музей», где можно было увидеть чучела акул, скелеты кораллов, раковины. Было и несколько аквариумов с местными морскими рыбами. Фридман стал заниматься музейными аквариумами. И у него появилась идея сделать экспозицию, достойную Красного моря. Но все упиралось в деньги. Желающих финансировать проект было очень мало.
В 1968 г в Эйлате была открыта Межуниверситетская Морская лаборатория, привлекшая многих зарубежных специалистов, с которыми Фридман стал сотрудничать, сопровождая из экспедиции на рифы Синая. Там он обнаружил стайки необычных светящихся рыб, наловил их и поместил в аквариум. Давиду впервые в мире удалось сохранить их живыми в неволе. Благодаря этому ученые, наконец, смогли изучить их. Сотни людей приходили в Тель-Авиве посмотреть на эту уникальную рыбу. Потом Фридман ловил этих рыб для аквариумов Европы и США.
В начале 70-х в Эйлате началось развитие туризма, и Фридман нашел инвесторов для строительства аквариума. По первоначальному плану, который принадлежал Фридману и профессору Льву Фишельзону, подводный туннель с иллюминаторами должен был дугой уходить с берега к коралловым рифам, позволяя посетителям пешком прогуляться по рифу. Но денег хватило лишь на небольшой стакан, опущенный на риф, строительство которого и началось в 1973 г. В начале 1975 г. Подводная обсерватория «Коралловый Мир» была открыта, а Давид стал куратором биологической части проекта. Успех, научный и коммерческий, был несомненным и эйлатская подводная обсерватория стала расширяться.
Идея подводной обсерватории в сочетании с аквариумами с проточной морской водой, оказалась настолько успешной, что подобные же сооружения были построены на Виргинских островах, на Багамах и Гавайях. По мнению Фридмана, в дальнейшем развитии этих аквариумов произошел перекос в коммерческо-развлекательную сторону, в ущерб научной и образовательной, и, достигнув пенсионного возраста, Давид покидает «Коралловый мир». Но он не прекращает научную и просветительскую деятельность, пишет книги, консультирует биологов, аквариумистов, подводных фотографов. Его книга «Чудеса Красного моря» постоянно переиздается на многих языках, в том числе и на русском. В последние годы Давид тяжело болел. На похороны Давида Фридмана собрались его друзья, коллеги и ученики со всего Израиля.
Память о Давиде Фридмане останется в книгах, в подводных обсерваториях, находящихся в разных странах. Но традиционно лучшим памятником натуралисту всегда было неизвестное ранее науке растение или животное открытое им и названное в его честь. И такой памятник Давид Фридман получил еще при жизни. С самых первых погружений в воды Красного моря Давид обратил внимание на маленькую фиолетовую рыбку, весьма многочисленную в прибрежье. Он не мог найти ее название в научной литературе и в 1966 г послал несколько экземпляров доктору Клаузвицу, германскому специалисту по рыбам Красного моря. К 1968 г. тот установил, что эта рыба не известна ихтиологам, дал ее научное описание и назвал ее именем Давида – Псевдохромис Фридмана. Хотя рыбка Фридмана Pseudochromis fridmani живет лишь в северной части Красного моря, ныне она одна из самых популярных рыб морских аквариумов.
Фотографии Давида Фридмана публикуются с любезного разрешения его друга Говарда Розенштейна (Howard Rosenstein).