География
Поселения на северном берегу Эйлатского залива известны с древнейших времен. Место это очень выгодное, позволяющее контролировать пути, связывающие Африку с Азией.
Этой территорией владели эдомитяне, египтяне, набатейцы, римляне, византийцы, крестоносцы, мамелюки, турки, британцы. От них осталось много разных названий прибрежных населенных пунктов: Айла, Акаба, Береника, Елаф, Ецион-Гавер, Ум-Раш-раш, Эйлат, Эйлот, Эцион-Гевер (Aelana, Ailah, al-Aqabah, Aqabah, Aylah, Berenice, Eilat, Elat , Elath, Etzion Geber, Ezion-geber, Umm Rashrash, Umrashash).
О точной локализации древних поселений у специалистов нет единого мнения, одни считают, что поселения были на месте современной иорданской Акабы, другие располагают их вблизи Кораллового острова, чуть западней египетской Табы. Одно можно сказать уверенно – кроме Ум-Раш-раш, египетского пограничного поста, в период 1906 — 1949 гг. на территории нынешнего Эйлата постоянных поселений не было, уж больно место было плохое, соленые болота без источников пресной воды. Но именно эту территорию Израиль получил в 1948 г. Так что в описании исторических событий до 1948 г. мы будем рассматривать все 20 км побережья, разделенного ныне между Израилем, Иорданией и Египтом.
История
По поводу исторических проблем позволю себе большую цитату.
» Надежная датировка событий древней истории — сложнейшая проблема, вызывающая постоянные споры, порождающая новые теории, которые периодически переворачивают уже сложившиеся и привычные представления. Системы обозначения лет у древних народов сильно отличаются от привычных нам, основываются на событиях, о которых нам мало что известно, часто страдают неточностью. Древние источники далеко не всегда указывают, когда произошло интересующее нас событие, а археология мало чем может помочь по той причине, что археологическая датировка всегда приблизительна и неоднозначна.
Большинство событий истории Израиля датированы на сегодняшний день достаточно надежно, однако этого нельзя сказать о событиях эпохи Судей и предшествовавших им. В датировке этого периода существует «зазор» примерно в двести лет между датировкой, расчитанной на основании Библии и «научной» датировкой, основанной, главным образом, на древнеегипетских документах. Естественно, научный мир до последнего времени отдавал предпочтения последней, оставляя за Библией роль сильно мифологизированного эпоса. Однако осмысление находок, сделанных археологами в Египте (Тель эль-Амарна, Тель эд-Даба), Сирии (Абла, Угарит) и ряде других мест, позволило археологам выдвинуть убедительные гипотезы, корректирующие датировку примерно на два столетия в пользу Библии и устраняющие при этом многие двусмысленности и неясности «научного» подхода.» ( Источник тут.)
Описание городской истории я буду вести согласно периодизации истории Израиля.
Источники и иллюстрации
Чтобы не загромождать текст объемными цитатами, часть материала выделена в хрестоматию. Кроме источников, на которые даны ссылки в тексте и в хрестоматии, в статье использованы материалы официального сайта муниципалитета Эйлата, сайта Алекса Луговского «Мой Израиль», книги Марины Фельдман-Меагер «Святая Земля», Иерусалим, 1999, 636 с.; книги Игоря Торика «Энциклопедический путеводитель по Израилю», Иерусалим, 2001, 560 с.
Изображения предметов древности там, где это не оговорено особо, взяты с сайта галереи Barakat , так что все претензии по атрибуции и датировке адресуйте туда. |