Эйлатские горы представляют не меньший интерес, чем море. Различные горные породы перемешаны тут самым невероятным образом, противореча многим канонам геологии и геоморфологии. А Управление Национальных Парков разметило разноцветными маркерами туристские тропы от Эйлата до Метулы, описанные во многих путеводителях на иврите и английском. Я пользуюсь книгой Jacob Dafni “Eilat. Routes and Trails in the Eilat Mountain Region”, которая до сих пор продается в книжных магазинах.
Маршрут по вади Гишрон помечен там как один из самых интересных, но нелегких. Мои впечатления подтвердили справедливость обеих характеристик. Очень красивые ландшафты, смена горных пород разных цветов, акации и непуганные козы, крутые подъемы, спуск по веревочной лестнице, металические ступени, леера, вбитые в скалы для страховки спускающихся, проход в скале, где застряла толстая девушка Цафра. Детей и собак брать не стоит, так как в некоторых местах, где и самому карабкаться тяжело, их придется нести на руках.
На машине надо доехать по дороге на Увду (12) до указателя «Вади Шломо», там есть парковка, где и можно оставить машину. Затем придется пройти примерно полкилометра вверх по шоссе до крутого поворота шоссе направо. Здесь надо найти черную маркировку тропы — тут, собственно, и начинается маршрут. Короткий подъем по известняковому утесу приведет вас в небольшой песчаный вади, прорезающий массив пестрых песчанников. Вскоре вы окажетесь на плато, где надо не пропустить синюю тропу, по которой надо идти дальше. Поверните налево и двигайтесь на юг, пока не достигните края утеса. Тут вы увидете глубокое (150 м) ущелье – гранитный каньон верхнего вади Гишрон.
Полюбовавшись видом и отдышавшись, спускайтесь вдоль восточного края склона. Обратите внимание на кварцевые жилы и крупную кварцевую гальку, которые видны в песчаннике. Так дойдете до развилки тропы и пойдете по синей маркировке вправо и вниз. Вот и начинается самая интересная часть прогулки – по дну каньона. Диоритовые породы пронизаны пурпурными и зелеными жилами порфира и диабаза.
Затем крутой поворот вади налево и можно увидеть ботаническую редкость – Moringa peregrina, (буквальный перевод его английского названия – хреновое дерево, древовидный хрен, ивритское – моринга ротмит) – дерево пустынных оазисов, с белой корой и длинными хлыстовидными ветвями. Листва состоит из тонких листочков. Весной дает много бело-розовых цветов. Семена собраны в длинные свисающие коричневые стручки. Стручки лопаются прямо на ветках. Историки считают, что в древние времена жители Аравии и Египта использовали жареные побеги в пищу, а масло моринги было важным продуктом античной торговли. Подробности – на специальном сайте. В оазисах Синая и Иорданской долины это дерево не столь редко, но у нас таких деревьев очень мало. То дерево, которое вы можете увидеть, часто ломается валунами, влекомыми паводковыми водами, но как птица Феникс оживает и цветет каждую весну.
Еще километр вперед и вниз по синей маркировке и каньон резко обрывается 30 метровым водопадом. Тропа карабкается вверх по южному берегу (это справа по движению). Здесь, если повезет, можно увидеть даманов. (Даман Procavia capensis – животное, внешне похожее на большую морскую свинку, но относимое биологами к примитивным копытным. Копыт у него нет, а есть плоские ногти и эластичные подошвы, позволяющие карабкаться по скалам. Живет колониями. На иврите называется Шафан ха-села – скальный кролик).
После этого тропа спускается в нижний вади Гишрон и проходит среди деревьев акации. (На иврите акация называется Шита и упоминается в Торе как материал при строительстве Храма.). Затем тропа входит в следующий каньон, образованный коричневым песчанником с выходами яркоокрашенной сланцеватой глины. На следующих 500 метрах путеводитель обещает древние наскальные изображения, но я их не нашел. Полагают, что эти изображения (трехмачтовые суда, верблюды, всадники, сцены охоты) свидетельствуют о том, что этот вади был частью древнего караванного пути набатейского или раннего мусульманского периода.
Дальше не пропустите небольшую зеленую стрелку, указывающую налево, на узкий проход в левой стене. Это «проход Цафры», названный в честь девушки, которая из-за толщины не смогла пролезть в щель. Дело в том, что этот проход заблокирован огромным валуном, но в него все же можно пробраться, хотя мне и моим друзьям, в меру упитанным мужчинам, это было нелегко. Преодолев проход Цафры найдите зеленую маркировку – теперь надо идти по ней. Это часть древней верблюжей тропы. Тропа поднимается в удивительно широкий вади Йошафат. Тут надо взять левее и опять найти зеленую маркировку. По ней пройдете через седловину хребта Йошафат и выйдете на вади Шломо, а оттуда на шоссе метрах в пятистах ниже стоянки вашей машины.
Весь поход занял у нас около четырех часов непрерывной хотьбы, без перекуров и перекусов. Не забудьте взять много воды – даже зимой воздух в Эйлате хоть и холодный, но сухой, и организм теряет влагу, да и попотеть придется.
Диабаз – темнозеленый камень, похожий на базальт, встречается в виде жил в изверженных и метаморфических породах.
Диорит — интрузивная магматическая порода среднего состава. Окраска темно-серая или серая.
Известняк – горная порода, образованная карбонатом кальция, на дне мелких морей в результате химических процессов или из скелетов кораллов и моллюсков.
Песчанник – горная порода, в которой песчинки сцементированы карбонатом кальция. Окислы железа придают песчаннику пурпурную, красную или желтую окраску, окись меди – зеленую, соли марганца – черную.
Порфир – группа минералов с крупно-кристалической структурой, вкрапленные в микрокристалическую массу.
Виды вади любезно предоставлены Алексеем Сергеевым.