Моя статья о рыбе морской язык получила неожиданный резонанс. Некоторые читатели обиделись на фразу «Если же ваш магазин – русская свинячка, то вместо изысканной камбалы вы можете съесть вьетнамского сомика-пангасиуса». В комментариях к статье можно прочитать обвинения в русофобстве и ответы на них, как мои, так и читателей.
Ну не я, не я придумал это название для магазинов некошерной еды. Я хорошо отношусь к свиньям. Как юный натуралист с более чем полувековым стажем, с удовольствием почешу у поросенка за ушком, но есть – не стану. И название «свинячка», вместо официального «деликатесный магазин», широко употребляют посетители этих магазинов, причем даже те, кто считает себя русскими, а не евреями.
Но был еще один забавный комментарий. Я вынужден был немедленно удалить его, не за явный антисемитизм даже, а из-за густой ненормативности лексики. Суть претензий, в пересказе приличными словами, сводится к следующему «Мало того, что вы, лица еврейской национальности, ели наше сало и другие русские продукты, пока жили в нашей стране, так и в своем Израиле вы продолжаете объедать нас, для чего открыли магазины, торгующие российской едой».
Придется огорчить оголодавшего русского патриота. Действительно, магазины торгующие некошерными продуктами, есть почти в каждом израильском городе. В Эйлате, например, их 6, если не больше. Хотя их в народе называют «Русскими», доля собственно российских продуктов в их ассортименте очень невелика.
Вот обзор полок самого крупного из некошерных магазинов Эйлата. Называется он «Гурман», в крупные торговые сети не входит.
Сразу у входа винный отдел. Вино есть разное: грузинское, молдавское, украинское, итальянское, испанское, чилийское, много израильского. Есть и российское, но немного. Ну, виски русским быть не может по определению, а водка есть, «Столичная», «Зеленая марка», еще несколько новых для меня названий. Но доминирует водка украинских и литовских производителей, хотя есть «Смирнофф», «Финляндия», «Абсолют» и даже французская. Бренди армянский, молдавский, французский, греческий, есть российский «Кизляр».
Пиво. Россия представлена «Балтикой» и «Жигулевским», есть израильское, чешское, украинское, бельгийское, немецкое, ирландское, даже японское.
Конфеты московские, харьковские, рижские. Есть подсолнечное масло из России, но украинского больше. Сыры в основном местного производства, но есть и французские.
Рыба мороженая: корюшка из Перу, минтай из Китая, кефаль местная, лосось норвежский. Иногда бывает осетр, но он израильский, его вырастили в кибуце Дан. Морские гады: кальмары, креветки, крабы в основном из Таиланда, хотя есть новозеландские мидии.
А вот в отделах, торгующих мясом и колбасой, заграничную продукцию искать вообще не надо. Ее там не может быть в принципе. Закон, принятый в первые годы существования государства, запрещает ввоз в Израиль мяса некошерных животных. Рыбу, сыры, выпивку – можно, мясо – нельзя. Для производства некошерных колбас разрешен импорт свиных кишок, поскольку это не противоречит букве закона. Кишки – не мясо.
Так что всю свинину, продающуюся в Израиле в виде мяса, пельменей, колбасы и копченостей в Израиле же и производят. В иврите даже есть эвфемизм для свинины «басар лаван», белое мясо.
Современное состояние израильского свиноводства отражает его историю, в которой есть две ветви: арабская и еврейская. Арабы-христиане выращивали и ели свиней издавна. Антирелигиозные сионисты российского происхождения в 19 и начале 20 века тоже выращивали свиней, как для еды, так и для идеологической борьбы. Последняя выражалась в том, что молодые кибуцники в Иом Кипур разводили рядом с синагогами костры и жарили свинину прямо под носом у постящихся и молящихся. Но серьезное еврейское свиноводство началось вместе с германской алией 30х годов 20 века.
Йеки ни с кем не боролись, они педантично скопировали на Святой Земле образцовые свинарники немецких бауэров. Что же касается заслуг большой русской алии перед израильским свиноводством, то они выражаются в создании устойчивого спроса на свинину.
В настоящее время арабское товарное свиноводство сосредоточено в Западной Галилее, где 4 клана, проживающих в деревне Иблин (Ааблин) контролируют это дело. Еврейских свиней выращивают в кибуце Лахав, северо-восточнее Беэр-Шевы. В кибуце есть большая свиноферма, но она значительно уступает по поголовью иблинским свинарникам. Поэтому кибуцники везут живых свиней в Иблин, где находится единственная в Израиле свинобойня. (Соблюдающие традиции евреи, мусульмане и друзы не станут есть коров и баранов, забитых на той же бойне, что и свиньи, пусть даже и в разное время. Такие коровы и бараны становятся некошерными. Так что для свиней сделали отдельный забой).
Вопреки широко распространенному мнению, в кибуце Мизра, под маркой которого свинопродукты поступают в некошерные магазины свиней не выращивают. В Мизре есть мясокомбинат, где перерабатывают мясо, привозимое из Иблин полутушами. Есть еще несколько предприятий, перерабатывающих свинину, но они меньше.
Об израильском свиноводстве ходят легенды. Причем в одних утверждается, что «законы запрещают выращивать некошерных животных на Земле обетованной, поэтому кибуцники стелют в свинарниках настоящий дубовый паркет», а в других: «Мне показалось, что мы пришли в ад. Вонищу мы ощутили за полкилометра. Подойдя ближе, услышали крики и стоны. А внутри — страшная теснота и грязь» ,
В самом деле, на настиле, приподнятом над уровнем основного пола, свиньи содержатся в хозяйствах всего мира, если это не совсем уж старые фермы. Настил этот дырчатый — в нем масса специальных отверстий, чтобы навоз протаптывался через них и падал на нижний уровень, откуда его регулярно убирают скребковым транспортером за пределы свинарника. Так что еврейские свиньи действительно не топчут израильскую землю, но не по идеологическим соображениям, а по сугубо прагматическим. В Иблине только часть поголовья содержится на таких полах. В старых свинарниках вполне может быть вонь и грязь, но крики и стоны, скорее всего, доносились с бойни.
Еще рассказывают, что кибуцники по несколько раз в день моют свиней дорогим шампунями, а кормят их апельсинами, отчего сало приобретает настолько цитрусовый вкус, что настоящему израильскому украинцу его и есть противно. Вообще-то, рацион у израильских свиней обычный, комбикормовый, так что пахнуть сало может рыбой (рыбная мука – основной источник животного белка в комбикормах). Но кроме комбикорма свиньи вполне могут получать и дешевые сезонные некондиционные овощи и фрукты: апельсины, яблоки и даже манго (спрашивайте манго-сало в свинячках вашего города!).
А мыть свиней, действительно, моют, по несколько раз в день, точнее, как и коров, орошают специальными брызгалками, чтобы не перегревались. Излишние затраты организма на терморегуляцию замедляют рост животного и, соответственно, повышают себестоимость. А мытье для гигиены происходит перед забоем.
В Израиле ежегодно забивают для производства продуктов питания гораздо больше свиней, чем крупного рогатого скота. По данным Министерства сельского хозяйства в последнее время на скотобойнях ежегодно забивают около 130 тысяч голов крупного рогатого скота и овец, а свиней гораздо больше — 180 тысяч.
Так что израильские свиноеды не объедают россиян, они едят израильских свиней. А вот в самых передовых российских свинарниках вполне можно встреть израильское оборудование, ведь израильские специалисты разрабатывают новые животноводческие технологии, которые экспортируют в разные страны, в том числе и в СНГ.
Израиль экспортирует не только технологии, но и экзотическое дорогое некошерное мясо. Ведь закон запрещает импорт такого мяса, а не экспорт. И израильские фермы, выращивающие страусов и крокодилов, отправляют почти всю свою продукцию заграницу.
Александр Черницкий