Терракотовый кувшин. Израиль, Иудея.
Железный век. 900 – 700 лет до н.э.
|
Железный век — период истории, когда железо получило всеобщее распространение как материал для изготовления орудий труда и оружия. В Израиле это период от царствования Шауля до разрушения Первого Храма. А в наших местах — первый еврейский город на Красном море, несколько раз теряемый за эти 600 лет и вновь завоевываемый.
Окно в Индийский океан прорублено евреями в период правления царя Давида (1008-960), когда его полководец Иоав победил идумейцев.
"…И поставил он в Эдоме наместников, и стали все эдомитяне рабами Давида; и помогал Г-сподь Давиду везде, куда бы он ни ходил". (Шмуэль, II, 8:14, Диврей ha-Ямим, I, 18:13).
В правление царя Шломо (Соломона), а правил он в 960-931 годы до н.э., в Эйлате появляется еврейский флот и, возможно, судоверфь.
"…Корабли сделал царь Шломо в Эцйен-Гевер, который близ Эйлота, на берегу Ям-Суф в земле Эдом" (Мелахим, I, 9:26).
В 2013 году археологи доказали, что медные рудники в Тимне тоже датируются эпохой царя Шломо.
Построив корабли, израильтяне направились в страну Офир. Существует много предположений, что это за страна. Некоторые располагают ее в Африке, другие на территории современных Индии или Китая, а есть и такие, что полагают, будто речь идет о Южной Америке. (О царе Шломо, стране Офир и царице Савской смотри здесь, здесь и здесь).
В 500 м от современной береговой линии Эйлатского залива находится невысокий холм Телл-эл-Хелейфе. Начавшиеся в 1933 г. раскопки, продолженные после войны известным американским археологом Н. Глюком, привели к обнаружению там укрепленного поселения, которое большинством исследователей отождествляется с древним Эцион-Гевером царя Шломо. В пользу этого говорят обнаруженные остатки обширной крепости, окруженной так называемой стеной казематов, свойственной также другим известным крепостям времени Шломо. (Подробнее тут).
После смерти Шломо государство раскололось на 2 царства. Эйлат оказался в Иудейском царстве. Морские экспедиции прекратились, порт пришел в упадок. Но эмиссар царя находился в Эйлате и обладал большими полномочиями.
В правление царя Рехавама (928-911) Эйлат был захвачен египтянами
"…И было на пятый год царствования Рехавама, Шишак, царь Египетский, поднялся против Йерушалаима." (Мелахим, 1,14:25). Известно, что в ходе этой войны большое количество иудейских городов было разрушено египтянами, и среди них: плавильня Соломона в Эцион-Гевере.
Иудейский царь Иехошафат (867-846 года до н.э) отогнал кочевников от города, укрепил постоянными гарнизонами порт и ведущие к нему торговые пути, чтобы использовать Эйлат как морскую базу. Вместе с Ахазией, царем Израиля, Йехошафат попытался организовать экспедицию в страну Офир. Они построили в Эйлате 10 судов и подготовили их к длительному плаванию. Царь Иудеи не внял пророку Элиазару, предостерегавшему его от сотрудничества с Ахазией, который "был грешен в глазах Всевышнего". Поэтому экспедиция была обречена на неудачу и все корабли разбились и погибли в самом начале пути. Вот как говорится об этом в Танахе:
"…А затем Йеошафат, царь Йеудеи, связался с Ахазйей, царем Йисраэйля, который действовал беззаконно. И объединился с ним, чтобы построить корабли для отправки в Таршиш; и построили они корабли в Эцйон-Гэвэре. И предсказал Элиэзэр, сын Додавау, из Марэйши, о Йеошафате, говоря: Так как ты объединился с Ахазйау, то разрушит Г-сподь дело твое. И разбились корабли, и не смогли идти в Таршиш." (Диврей ha-Ямим, II, 20:35-37).
При царе Ераме (Иораме), который правил в 843-863 годах до н.э., эдомейцы восстали и изгнали евреев из Эйлата. Иорам пытался отбить город у эдомейцев, но неудачно.
Царь Амация (798-769) возвращает Эйлат под власть Иудеи.
“…А Амацйау отважился, и повел народ свой, и пошел в Долину Соли, и побил сынов Сэйира – десять тысяч” (Диврей ha-Ямим, II, 25:11). Бои за Эйлат были тяжелыми, город был сильно разрушен. Царь не захотел восстанавливать город и оставил его в развалинах.
Через некоторе время Амица умер, царем стал его16-летний сын Узияу. Царь Узияу (он же Азария, Азарйаhу и Озия) правил в 769-733 годах до нашей эры. Одним из его первых дел было восстановление и укрепление Эйлата.( Подробнее тут.) Написано в Танахе:
"…И весь народ Йеудейский взял Азарйа, которому было шестнадцать лет, и сделал его царем вместо отца его, Амацйау. Он отстроил Эйлат и возвратил его (дому) Йеуды после того, как царь почил с отцами своими" (Мелахим, II, 14:21-22).
Вот как комментирует этот отрывок рав Зеев Дашевский "Амацйаhу был убит, и царем в Йеhуде был провозглашен его сын, которому было 16 лет. Сказано в стихе 22, что он отстроил Эйлат. Это нельзя перевести, как построил, потому что Эйлат существовал давно, еще со времен Шломо, и он был важным портом. То есть, царь его отстроил и вернул к состоянию действующего порта на Красном море. Дальше говорится: "И возвратил его Йеhуде…”. Сказанное, что он вернул Эйлат Йеhуде, означает, что когда царство Йеhуды ослабело, взбунтовались эдомейцы и, очевидно, оторвали Эйлат, который находится на территории Эдома, и у Йеhуды фактически не было возможности пользоваться этим важным портом. А царь Азарйаhу его отстроил и вернул Йеhуде."
При Ахазе (743-727 года до н.э.), внуке Узияху, Эдом восстал против Иудеи и освободился от зависимости. Сирийский (арамейский) царь Рецин прошелся со своей армией по всему Заиорданью до Эйлата, захватил порт и перебил иудеев, живших в Эйлате и Эцион-Гевере. "В то время Рецин, царь Арамейский, возвратил Араму Эйлат и изгнал Йеудеев из Эйлота; и пришли Эдомеяне в Эйлат, и жили там, (как это и) по сей день." (Мелахим, II, 16:6).
АРАМЕИ, семитские племена, вторгшиеся в конце 2-го тыс. до н.э. из северо-сирийских степей в соседние сирийские и месопотамские плодородные земли.
В 11-8 вв. до н.э. возникло несколько небольших арамейских государств. Наиболее важными арамейскими центрами в Сирии являлись Дамаск и Хамат. Арамейский язык принадлежит к группе северо-западных семитских языков, родствен древнееврейскому и финикийскому языкам, имеет сходство с арабским языком. Экспансия арамейских племен, массовые выселения арамеев ассирийцами и употребление арамейского языка торговцами и купцами привели в 1-м тыс. до н.э. к распространению его в Месопотамии в качестве разговорного языка. Позднее арамейский язык стал канцелярским языком в западной части Персидской империи. (Подробнее тут.) |
На этом кончается древнееврейский период эйлатской истории.
|